jbe.ru

Статьи о магии


Loa


Выдержки из книги Н.В. Белова "Тайны магии вуду".

Общая характеристика

Религия вуду часто неправильно истолковывается как политеистическая, синкретическая или анимистическая. Эти неправильные представления рассеются, как только мы рассмотрим характеристики таких духовных существ, как loa.

Вудуисты верят в одного Бога, называемого Gran Met, или Великий Господин. Этот Бог всемогущий, всезнающий, но, к сожалению, он рассматривается как нечто отдаленное от человеческих дел. Однако он всегда присутствует в ежедневной речи гаитян, которые никогда не скажут, 'увидимся завтра', не добавив 'если Богу будет угодно'.

Loa - духовные существа, младшие по рангу, но более доступные для человека. Loa требуют наличия определенных взаимоотношений с человеком. Loa служат тем, кто служит им. Loa обладают определенными характеристиками, включая священные номера, цвета, дни, церемониальные пищевые продукты, особенности речи и ритуальные предметы. Служить loa можно, одевая одежду определенного цвета, принося в жертву определенную пищу и соблюдая сексуальное воздержание в дни, посвященные loa.

Многие loa -типичные фигуры, представленные во многих культурах. Например, Erzulie Freda -богиня любви, сопоставимая с Венерой, Legba - loa общения, сопоставимый с Гермесом или Меркурием. Эти соответствия иногда являются чистым совпадением. Многие видят параллели между аспектами loa и образами католических святых. Вовремя французского рабства, когда большинство черных людей на Гаити были рабами, поклонение святым обеспечило удобное прикрытие для служения африканским богам и богиням. Даже priere Guinea, длинная молитва, которая произносится вначале церемоний ортодоксального вуду, включает стихи о Деве Марии и различных святых.

Это не означает, однако, что loa слились с католическими святыми. Никто не путает Ogoun Ferailleсо святым Джеймсом, это просто образ. Если призывается святой Джеймс, значит, призывается именно он, а не Ogoun. Хотя priere Guinea включает стихи, содержащие предметы поклонения католицизма, никто не смешивает церемонию вуду, проведенную в вудуистском храме, с католической мессой. Джон Мерфи в своей книге 'Santeria' предполагает, что термин 'симбиоз' в этом случае более точен, чем синкретизм.

Loa живут в деревьях, камнях, реже в телах животных. Однако loa, живущий в дереве, - это не loa дерева, и церемония, проводимая у подножия дерева, направлена к loa и не имеет ничего общего с анимистическим поклонением дереву.

Loa проявляют свою волю через сны, необычные происшествия и через механизм одержимости. Как уже отмечалось, одержимость считается нормальным, естественным и желательным в контексте церемонии вуду. Loa, проявляя себя через одержимость, поют, танцуют, говорят шутки, исцеляют больных и дают советы.

Посвященный в вуду может также вызвать так называемую большую форму работы loa. В дополнение к основным способностям loa, большая форма работы дает им способности психокинеза и возможности проявления, позволяя им принимать физическую форму. Вообще, такая форма работы loa - это отражение одного из главных loa, когда Ogoun может появляться как Железный Воин, Damballah - в форме большой белой змеи и т. п.


Группы loa и их церемониальный порядок


В церемонии ортодоксального вуду (с ней вы познакомитесь ниже), после молитвы priere Guinea и ритуального приветствия собравшихся, а также барабанов и барабанщиков, в определенном порядке вызываются loa. В свою очередь, для каждого loa поются песни, а в определенных случаях в жертву приносится пища или животное. Кандидат на посвящение должен запомнить последовательность loa. Для каждого loa поется минимум три песни, и каждая песня должна быть повторена минимум три раза.

В обряде ортодоксального вуду есть три главных группы loa: Rada, Guede и Petro.

Rada loa, в основном дагомейского происхождения, имеют общий церемониальный цвет - белый, но каждый loa в пределах этой группы может иметь свой собственный цвет. Это добрые духи. Ритмы Rada loa исполняют на tanbou kon, деревянных барабанах. Покрытие самого большого барабана, maman изготовлено из шкуры коровы, другого -из шкуры козла. В барабаны бьют палочками. Эта часть церемонии сконцентрирована и величественна.

Rada loa представляют теплоту и эмоциональную стабильность Африки. Обряды Rada следуют традиционным африканским образцам и подчеркивают положительные, мягкие аспекты loa. На церемониях Rada всегда присутствует большой костер с железным бруском, находящимся в огне и представляющим loa Ogoun. Rada loa никогда не требуют жертву большую, чем цыплята или голуби, хотя иногда им приносятся в жертву козлы и быки. Они выполняют просьбы приверженцев вуду, которые не несут вредных последствий человеку, но- их помощь не очень сильна.

Порядок Rada loa следующий:
Legba, Marassa, Loco, Aizan, Damballah Legba, Maras-sa, Loco, Aizan, Damballah иAida-Wedo, Sodo, Badessy, Agassou, Silibo, Agwe и La Sirene, Erzulie, Bossu, Agarou, Azaka, группа Ogoun (Ogoun Святой Иаков, Ossange, Ogoun Badagri, OgounFeraille, Ogoun Per, Ogoun Shango, Ogoun Balindjo, Ogoun Balizage, OgounYemsen).


За Rada loaследует семейство Guede loa, духи мертвых, которое возглавляет сам Guede. В него также входят Baron Samedi и Maman Brigitte. Нет никакого определенного порядка появления этих loa в пределах своей группы. Их церемониальные цвета фиолетовый и черный.

Группа Guedeloa вульгарна и непристойна, и они создают комическое облегчение после интенсивной и строгой секции Rada. Baron Samedi и Brigitte наиболее таинственны и могут давать пророчества во время наиболее похотливых частей танца. Guede loa всегда выдают шутки и советы.

После Rada и Guede секций идет часть церемонии, посвященная Petro loa. Эти loa происходят преимущественно из Конго и западного полушария. Их церемониальный цвет -красный. Petro loa представляют собой противоположность Rada loa. Petro обряды, порожденные на Гаити во времена рабства, представляют гнев и насилие. Petro loa более сильны и быстры, чем Rada. Они несут угрозу, месть и смерть. Они считаются жестокими, колдовскими и агрессивными по отношению к противникам. Они делают тяжелую работу, на которую Rada не способны. Однако они будут работать только для того, кто пообещает служить им. Нарушившим обещание они мстят. В качестве жертв они требуют боровов, козлов, овец, коров, собак и иногда останки мертвых людей из могил; обычная жертва Petro - свинья. Ритуал Petro никогда не проводится в hounfort - закрытом алтарном помещении храма.

Ритмы Petro исполняются на tanbou fey, барабане с шнуром и обручем. Поверхность барабана сделана исключительно из козлиной кожи, на нем играют ладонями рук. Эта часть церемонии возбужденная и быстро изменяющаяся.

Порядок Petro loa следующий:
Legba Petro, Marassa Petro, Wawangol, Ibo, Senegal, Kongo, Kaplaou, Kanga, Takya, Zoklimo, Simbi DIo, Gran Simba, Carrefour, Cimitiere, Grans Bwa, Kongo Savanne, Erzulie(также Erzulie Zye-Wouj), Marinette, Don Petro, Ti-Jean Petro, Gros Point, Simbi.


Когда последние три повтора заключительной песни для Simbi закончены, церемония окончена. Иногда особенно восторженные участники будут продолжать петь популярные песни, которые, относясь к loa, не обязательно являются частью церемониального порядка. Такие песни - часть гаитянской народной музыки. Как только участники церемонии удовлетворены, барабаны кладутся на землю, и участники идут отдыхать на циновки из стебля банана до утра.

Loa не являются добрыми или злыми. Loa не лучше и не хуже, чем мы, и только приложив много усилий, можно найти христианского дьявола в Petro пантеоне. Нет, просто духи Rada воздушны, духи Petro пламенны, и эти две группы дополняют друг друга и смешиваются, подобно Инь и Янь, мужскому и женскому началам.


Главные loa и их характеристика

Damballah
Damballah, также называемый Damballah-Wedo или Большая Змея, является самым старым из предков и одним из наиболее популярных loa. Он представляет наследственное знание вуду. Damh доброжелателен, невинен, он отец любви.
Он с трудом вступает в отношения с людьми, поэтому его мудрость слишком далека от нас.
Поклоняться Damballah значит поклоняться красоте - цветам и белому цвету. Его день - среда. Его символами являются яйца змеи и сами змеи.
Поскольку змея - это слуга Damballah, со змеей обращаются с почтением (но не поклоняются ей).
Damballah питается чистыми, белыми пищевыми продуктами, подобно фуражному зерну, оливковому маслу, пирогу, шампанскому и белому вину, молоку, сахару и яйцам. Жертва ему - пара белых цыплят.
Damballah -змея. Он погружается в бассейн с водой, который построен для него, или залазит на дерево. Он довольно необщителен и любит находиться в тишине. Он не сообщает людям точные сведения, но излучает успокаивающее присутствие, вселяет дух оптимизма.
Когда Damballah вселяется в кого-либо, этому человеку нужно предложить яйцо, которое он раскусывает своими зубами. Одержимые им во время ходьбы ползают и не могут использовать свои конечности. Люди, которыми он обладает, высовывают свой язык словно змеи, залазят на деревья или крыши. Damballah свистит, потому что он не умеет говорить. Он приносит дождь, необходимый для хорошего урожая зерновых культур.


Aida-Wedo
Aida-Wedo - жена Damballah. Она представляется как короткая, свернувшаяся змея, которая ест бананы и живет главным образом в воде. Ее символ - радуга, и представляют ее цвета радуги, в которые окрашен poteau-mitan - центр храма. Часто появляется в образе змеи вместе со своим мужем.
Ogoun
Ogoun -традиционная фигура воина в дагомейской религии. Он очень похож на Зевса в греческой религии и мифологии. Ogoun могущественный, мощный, триумфальный дух. В наше время у Ogoun появилось новое обличив, которое не совсем связано с его африканскими корнями. Это лукавый и мощный политический лидер.
Он дает силу через пророчество и колдовство. Именно Ogoun, как считается, внушил идею и дал силу рабам совершить революцию в 1804 году. Теперь он призывается, чтобы помочь людям получить правительство, более отвечающее их потребностям.
Он имеет многоразличных аспектов, в КОТОРЫХ он исполняет определенные функции: loa огня, loaмолнии, loa фаллоса, loa обработки металлов. Как Ogoun Fer, например, он представляет стабильность, порядок и власть. Как раненый воин он представляет фигуру Иисуса Христа, известную людям по христианству. Как Ogoun
Feraille он дает силу своим служителям, хлопая их по бедрам или по заду. Как Ogoun Badagris он может поднять человека и нести его, чтобы показать свое особое внимание и покровительство. Во всех аспектах Ogoun проявляет власть и воинственность.
Его цвет красный, его жертва - бык.
Одержимость им иногда сопровождается насилием. Одержимый им моет свои руки в пылающем роме без всяких для себя последствий. Такие люди одеваются в красную одежду, машут саблей или мачете, жуют сигару и требуют ром с помощью старой фразы 'Gren mwe fret'('у меня остыли яйца').
Часто этот ром льют на землю и поджигают его. Меч или мачете - это его оружие, и он тычет им в себя, но лезвие не проникает в кожу.
Ogoun идентифицируется со святым Яковом, воинственным генералом.

Loco
Loco - дух растительности, опекун святынь. Он связан с деревьями. Loco обладает обширным знанием фармацевтических свойств трав. Жрецы получают свои знания от него. Он -loa исцеления и начальник целителей травами, которые всегда призывают его перед началом лечения. Жертвы для
Loco помещаются в соломенные мешки, которые подвешиваются в ветвях деревьев.

Grans Bwa
Grans Bwaживет в глубоком лесу, там, где дикая растительность. Он - защитник живой природы и не любит появляться публично. Он ест плоды и овощи в лесу в течение целого дня, и когда его вызывают на церемонию, он обычно не голоден, но люди всегда так или иначе дают ему пищу. Он должен быть призван прежде, чем кто-либо будет посвящен в жречество вуду.
Он известен как хороший судья, и часто в случае конфликтов его вызывают, чтобы он решил спор. Он не терпит несправедливость, и говорят, что он превращается в ветер, чтобы слушать людей, не знающих, что он рядом.

Legba
Legba, также называемый Papa Legba или Legba Ati-bon, - не только главный Petro loa, но и также наиболее известный и наиболее почитаемый из всех loa в вуду. Он представляет солнце, является богом ворот. Он изображается как человек, брызжущий водой, или старик, идущий с палкой, также он олицетворяет ритуальные воды и объединение тайн вуду. Он стал отождествляться с апостолом Петром и Иисусом Христом, так как обладает ключами от мира духов. Каждому ритуалу предшествует обращение к Legba; без его разрешения нельзя 'открыть ворота'между миром духовным и материальным а никакой другой loa не может проникнуть на землю. Поэтому никакая связь Бога и человека не может иметь место без одобрения Legba, никакое другое божество не может присоединяться к церемонии вуду, если Legba не был призван, и никакой loa не может действовать без разрешения Legba. Это делает Legba наиболее мощным из всех loa. Как другое воплощение, Maitre Carrefour, он охраняет перекрестки и является покровительством колдовства. Священное дерево около храма - алтарь Legba.
Legba курит маленькую трубку и носит немного пищи в своем мешке. Когда он овладевает кем-то, члены человека искривляются. Его символ - лев и белая овца. Он питается костями животных.

Erzulie
Erzulie - loa любви и символ совершенной женщины, она - жена Legba. В чистом и девственном состоянии ее олицетворение - луна. В других состояниях она - идеал любовного ложа и часто берет приверженцев-мужчин как 'мужей'. Многие другие аспекты Erzulie охватывают не только любовь и добрую волю, но также ревность, разногласие и месть. Она часто может быть жестока к женщинам и их желаниям. В алтарной комнате храма она представлена как корабль, свисающий с потолка. В качестве приношений ей жертвуют сладости, приятные спиртные напитки, духи, цветы и свечи.
Erzulie - это способность мыслить, мечтать и творчески создавать. Она - наиболее красивая и чувственная женщина в пантеоне вуду, уважаемая и богатая; она носит длинные волосы и требует, чтобы ее любовники отвели особую комнату для ритуального секса.
Она очень богата, и когда она вселяется в кого-либо, первым шагом является совершение весьма сложного туалета. Все самое лучшее, что есть в храме, предназначено для Erzulie. Она будет купаться, используя новое мыло. Она оденется в шелка, возьмет свежие цветы и другие признаки своей женственности.
Она любит танцевать и является наиболее изящной из всех loa. Она любит мужчин, будет танцевать с ними, целовать и ласкать их, часто очень неприлично.
Erzulie носит три обручальных кольца, так как на была отдана в жены Damballah, Ogoum и Agwe. Она часто флиртовала с Zaka, но затем отклонила его как недостойного. Однако Erzulie всегда может взять любого служителя в качестве любовника на один день.
Однако посещение Erzulie никогда полностью не удовлетворяет ее. В конце она всегда начинает плакать. Мир слишком велик для нее. Люди пробуют успокоить ее изысканной пищей или спиртными напитками, другими подарками, но ее слезы продолжают течь. Именно эти слезы и грусть позволяют женщинам симулировать одержимость ею самым наглым способом. Она тесно связана с Девой Марией и ее символ - сердце, обычно пробитое стрелой почти таким же способом, как на портрете Марии. Одним из аспектов Erzulie является Erzulie Dantor. Если Erzulie Freda - богатая белая женщина, богиня любви, живущая в атмосфере парфюмерии и роскоши, то Erzulie Dantor - черная женщина, которая представлена на литографических иллюстрациях католических книг как 'Святая Барбара Африканская'. На ее щеке видны племенные шрамы. Она гетеросексуальна в том смысле, что имеет ребенка, но она - также покровительница женщин-лесбиянок.
Когда она появляется на церемониях через механизм одержимости, она говорит, запинаясь, односложное слово 'ke-ke-ke-ke-ke!'. Ей очень нравятся ножи. Она считается защитницей недавно посвященных Houngan и Mambo, а также женщин, которые подвергаются насилию со стороны мужа. Приведем песни, исполняемые для Erzulie Dantor.
Erzulie fanmTi-Jan metres kay la (повторить)
Pa rele, se ou pote houngan nivo,
Pa rele, se ou pote wanga pi fo,
Erzulie fanm Ti-Jan metres kay la, paket mwen tout mare.
(В переводе с креольского:
Erzulie, жена Ti-Jean, хозяйка дома (повторить),
Не кричи, это ты заботишься о новом houngan,
Не кричи, это ты приносишь сильные чары,
Erzulie, жена Ti-Jean, хозяйка дома, мой пакет (магический предмет; см. словарь вуду) уже привязан. )
И еще одна:
Set kout kouto, set kout pwenyad,
Prete т dedin a, poum vomi san mwen,
(повторить)
San mwen ape koule.
(В переводе с креольского:
Семь ударов ножа, семь ударов кинжала,
Дай мне сосуд, чтобы я мог излить свою кровь,
(повторить)
Моя кровь течет вниз.)
Эта песня значит, что, хотя Erzulie Dantor no-гала семь ударов ножа и истекает кровью, она сильна, она не может быть так легко уничтожена.

Agwe
Agwe (Maitre Agwe, Met Agwe) - хозяин моря. Под его юрисдикцией пребывают не только вся флора и фауна моря, но все суда, которые выплывают в море. Его символы - крошечные лодки, ярко окрашенные весла и раковины. Ему нравятся военная униформа и орудийный огонь.
Служение Agwe весьма отличается от других, так как оно проходит непосредственно в море. На плот ставят все виды любимых пищевых продуктов Agwe, включая шампанское. Этот плот спускается на воду там, где предполагается нахождение священного подводного мира. Если плот тонет, значит Agwe принял жертву и защитит интересы тех, кто ее подготовил. Если плот приплыл назад к берегу, значит Agwe отказался от жертвы, и его необходимо умилостивить.
Agwe - один из трех мужей Erzulie.
Simbi
Simbi (Simba, Simbe, Simbi Andezo) - опекун фонтанов и болот и не может жить без свежей воды. Его ритуалы проводятся около источников. Он - достаточно осведомленный loa, потому что тратит много времени на познание характера болезней сверхъестественного происхождения и способы их лечения. Как часть армии Ogoun, он - руководитель береговой охраны и ходит туда, куда ему нравится. Он - loa побережья; один из наиболее уважаемых членов семейства Petro. Но, из-за своего нежного характера, он также принадлежит к семейству Rada. Иногда, когда им пренебрегают служители и он голоден, он может становиться жестоким.
Живет он в источниках и реках.

La Sirena
La Sirena(Yemaya в традиции ориша) - морская loa. Есть мнение, что La Sirena замужем за Agwe. Когда La Sirena появляется в святилище, человек, которым она обладает, выглядит как молодая кокетка, очень тщательно заботящаяся о своей внешности и говорящая по-французски, часто оскорбляющая служителя-крестьянина.

Ti-Jean-Petro
Ti-Jean-Petro(Petro-e-rouge, Ti-Jean-pied-fin, Prince Zandor, Ti-Jean-Zandor) - loa черной магии, изображается как карлик с одной ногой. Даже при том, что Ti-Jean-Petro имеет французское имя, его корни идут из Африки. Его легко сравнить с духом, который бродил по кустарникам и также изображался только с одной ногой. Ti-Jean-Petro часто защищает и помогает злым колдунам. Он имеет сильный и страстный характер, что становится очевидным, когда он овладевает людьми.

Carrefour
Carrefour (Kalfu). Имя этого loa переводится как перекресток. Представляет противоположность Legba, также управляет перекрестком. Фактически, если бы его не было, мир был бы более рациональным, лучшим местом. Мало чем отличаясь от Пандоры в греческой религии и мифологии, Carrefour управляет злыми силами мира духов. Он допускает неудачи, преднамеренное разрушение, неудачи, несправедливость.
Legba управляет положительными духами дня; Carrefour управляет злыми духами ночи.
Когда Carrefour овладевает человеком, каждый, участвующий в церемонии, прекращает говорить, потому что этот человек позволяет злому loa проникнуть в церемонию. Он требует, чтобы большинство важных loa знало его, и сотрудничает с ними. Некоторые люди утверждают, что он демон, но он отрицает это. Это уважаемый loa, хотя его многие не любят, хозяин амулетов и колдовства и тесно связан с черной магией.

Guede
Guede -устрашающая фигура в черном. Он управляет вечной дорогой, которую каждый должен когда-нибудь пересечь - дорогой от жизни к смерти. Его символ - крест на могиле. Guede управляет доступом к загробному миру.
Guede - так же дух эротизма, который находится вне хорошего или плохого, так как этот эротизм неизбежен. Guede ни восхищен эротизмом, ни пристыжен им.
Когда Guede овладевает кем-то, он часто поносит людей, которые притворяются, что находятся в стороне от эротизма. Он высмеивает их, смущает их, оскорбляет их. Он -особенно любит делать это с белыми людьми, так как они часто имеют пуританские сексуальные взгляды западной культуры.
Loa сексуальности, он без ума от женщин, постоянно использует непристойные слова и песни, исполняет непристойные танцы. Одержимый Guede одет в черное пальто, цилиндр и солнечные очки, он исполняет танец, двигаясь по спирали, в котором подражает движениям полового акта.
Guede - клоун и грубиян. Его очень любят, потому что его появление всегда приносит смех и радость. Он любит сигареты и часто курит две одновременно. Он не является ни хорошим, ни злым, но его удивляют люди, и именно поэтому он шутит так много.
Кроме того Guede - защитник детей. Он не любит, когда дети умирают. Они нуждаются в полной жизни. Таким образом он - loa, к которому прибегают в поисках помощи для больного ребенка. Он имеет силу над зомби и решает, действительно ли люди могут быть превращены в животных.

Baron Samedi
Baron Samediиз семейства loa Guede является Хозяином Кладбища и опекуном родового знания. Представляя собой более темный, мрачный аспект Guede, он сам имеет множество аспектов, включая Baron Cimitiere, Baron la Croix и Baron Criminel. Во всех своих аспектах он выступает как мужской loa с носовым голосом, который несет трость или жезл и одевается в черное или фиолетовое. Вселившись в человека, он может извергать ругательства. Он считается последним, к помощи которого прибегают в случаях смерти, вызванной колдовством, потому что, даже если колдовское заклятие должно привести человека к смерти, если Барон откажется'рыть могилу', человек не умрет.
Baron Samedi, вместе со своей женой Maman Brigitte, является также ответственным за души мертвых и их препровождение в loa Guede. Baron Samedi может быть призван в случае бесплодия, он же - божественный судья, к которому люди могут обращаться, исполняя песню:
О kwa, оjibile (повторить)
Ou pa we m inosan?

(В переводе с креольского:
О крест! О юбилей! (повторить)
Разве ты не видишь, что я невиновен?)
Могила первого человека, захороненного на любом кладбище на Гаити, участвовал ли человек в обрядах вуду или нет, посвящается Baron Samedi, и на ней устанавливается церемониальный крест. В сельской местности семьи могут устанавливать собственный крест, посвященный Baron Samedi, и никакой храм не завершен без установки креста Baron Samedi.
Baron Samedi может быть вызван в любое время. Он может появляться без зова, настолько он силен. Он пьет ром, в который был погружен двадцать один горячий перец и который никто из простых смертных не смог бы глотнуть. Его церемониальная пища- черный кофе, жареный арахис и хлеб. Он замечательно танцует и иногда помещает свою трость между ногами, представляя фаллос.
Рассказывают, что однажды Baron Samedi вошел в houngan, который был гомосексуалистом. Проходящая женщина обозвала его 'masisi' ('педик'). Baron Samedi разозлился и закричал женщине: 'Я - Baron Samedi! Этот houngan, мой houngan, он педик, да, но я, Baron Samedi, я никакой не педик, я трахаю прекрасную женщину Maman Brigitte!' И он преследовал ее, угрожающе махая своим жезлом.
Fet Guede, Пир Предков, символизирует конец старого года и начало нового, что похоже на европейскую колдовскую традицию. Все, что человек должен Baron Samedi, Maman Brigitte или Guede, он должен заплатить к этому времени, iron Kriminel поет своим должникам:
Baron Kriminel, map travay рои ve ve te yo, m pa bezwenn lajan (дважды),
Baron Kriminel. O! Lane a bout, o, map paret tan yo.
(Перевод с креольского:
Baron Kriminel, я работаю для червей земли (т. e. для непритязательных, бедных людей), я не нуждаюсь в деньгах,
Baron Kriminel. О! Год закончен, о, я буду появляться, ждать их. )
В ритуале ему приносят в жертву черных козлов или цыплят. Его символы - гробы и фаллосы.

Maman Brigitte
Maman Brigitte, что достаточно удивительно для вуду, по происхождению британка. Она- производная от Brigid или святой Brigit, кельтской богини поэзии, кузнечного дела и врачевания. Она, должно быть, прибыла на Гаити в сердцах высланных шотландских и ирландских служащих. Есть даже песня, которую приверженцы вуду поют в церемониях:
Maman Brigit, h soti nan anglete.
(Maman Brigitte, она прибыла из Англии.)
В настоящее время Maman Brigitte рассматривается как жена Baron Samedi, Хозяина Кладбища и главы всех умерших предков. Могила первой женщины, захороненной на любом кладбище на Гаити, посвящена Maman Brigitte, и на том месте установлен ее церемониальный крест. Она, так же, как Baron Samedi, призывается, чтобы 'поднять мертвого', т. е. вылечить и спасти тех, кто находится при смерти от болезни, вызванной колдовством. Maman Brigitte на церемониях посвящается песня:
Mesye la kwaavanse рои I we yo!
Maman Brigitte malad, li kouche sou do,
Pawol anpil pa leve le mo
Mare tet ou, mare vant ou, mare ren ou,
Yo prale we ki jan yap met a jenou
(Перевод с креольского:
Господа креста (т. е. умершие предки) идут вперед, чтобы она увидела их!
Maman Brigitte устает, она ложится на спину,
Многие разговоры не поднимут мертвых,
Повяжите свои головы, повяжите свой живот, повяжите свои почки,
Они увидят, как они опустятся на свои колени.
(Повяжите свой живот значит 'подпояшьте свои поясницы', чтобы приготовиться к напряженной работе, мы заставим людей, кто занимается злым колдовством, опуститься на колени, чтобы просить прощения и получить свое наказание).
Maman Brigitte, как и Baron Samedi, является грубо говорящим loa, она использует много ругательств. Она пьет горячий ром с перцем, настолько горячий, что человек, не одержимый loa, никогда не смог бы выпить его. Она также помещает красные гаитянские перцы на кожу своих гениталий, и это испытание, которому женщины подвергаются, когда они подозреваются в фальсифицировании одержимости. Она танцует наводящий на сексуальные размышления и очень артистический танец, и виртуозность ее танца поразительна.
Maman Brigitte и Baron Samedi - мать и отец, которые преобразовывают души мертвых в loa Guede, удаляя их от мистических вод, где они были без знания своей идентичности и своего имени.
Есть печальная песня о состоянии душ в мистических водах, которая также поется, когда кандидат на посвящение готовится к периоду уединения, ритуальной смерти и возрождения в цикле посвящений:
Dlo kwala manyan, nan peyi sa maman pa konn petit li,
Nan peyi sa, ire pa konn se li, dlo kwala manyan.
(Перевод с креольского:
Вода kwala manyan (не по-креольски), в той стране мать не знает своего ребенка,
В той стране брат не знает свою сестру, вода kwala manyan. )

Loa Guede
Loa Guede (духи мертвых) - огромное семейство loa, которые произошли из душ умерших. Так как они все члены одного и того же семейства, духовные дети Baron Samedi и Maman Brigitte, они все имеют одну и ту же фамилию - La Croix, крест. Независимо от того, какое другое имя они носят, их подпись всегда La Croix.
Приведем некоторые имена loa Guede: Guede Arapice la Croix, Brav Guede de la Croix, Guede Secretaire de la Croix, Guede Ti-Charles la Croixy Makaya Moscosso de laCroix; и такие грустные имена, как Guede Ti-Mopyon Deye la Croix (Guede -Небольшой Потерянный Краб Позади Креста), Guede Fatra de la Croix (Мусор Guedela Croix), Guede Gwo Zozo nan Crefc Tone de la Croix (Guede Большой Член во Влагалище la Croix) и т. д. Существует причина для существования этих странных имен, которая станет ясна позже.
Огромное большинство loa Guede - мужчины, но среди них есть по крайней мере одна женщина, называемая Guedelia. Ее имя также украшает несколько автобусов в Порт-о-Пренсе, но трудно сказать, является ли она известным loa Guede, который может появляться в любом храме, или она уникальна в 'семействе' loa Guede. Loa Guede может вселяться в любого человека в любое время.
Loa Guede -переходные существа, поскольку они находятся между жизнью и окончательной смертью, между предками в Ginen - царстве мертвых и живущими людьми. Возможно поэтому Loa Guede почитаются в середине церемонии ортодоксального вуду, после Rada и перед Petro.
Loa Guede выглядят подобно их отцу Baron Samedi - в черной или фиолетовой одежде, сложных шляпах, темных очках, иногда без линз, с тростью или жезлом. Они также танцуют ритуальные танцы, но сохраняют личную индивидуальность того человека, от которого они произошли. Например, говорящий по-испански loa Guede держит свой жезл как гитару. Он делает вид, что играет на ней, исполняя любовные песни. Это немного нетипично, но многие loa Guede демонстрируют свое географические происхождение.
Семейство loa Guede, включая самого Guede, а также Baron Samedi и Maman Brigitte, печально известно за их использование ругательств и сексуальных терминов. Причина этого- loa Guede мертв, его нельзя наказать. Однако эти ругательства никогда не используются порочным или оскорбительным способом, чтобы 'проклясть кого-либо'. Они всегда юмористичны, даже когда передают определенное сообщение.
Существуют очень величественные песни, исполняемые для loa Guede. В настоящее время, однако, акцент делается на сексуальный и непристойный юмор. Есть популярная песня, исполняемая для loa Guede на общественных празднованиях и в храмах:
Si koko te gen dan li tap manje mayi griye,
Se paske li pa gen dan ki fe I manje zozo kale!
(Перевод с креольского:
Если бы влагалище имело зубы, оно ело бы жареное зерно,
Но так как у него нет никаких зубов, поэтому оно ест очищенный член!)
Loa Guede, кроме того, воруют. Его хищение обычно ограничивается несколькими кусочками кокосовой мякоти или жареным зерном. На Пире Предков - Fet Guede, большинство храмов готовит пищу специально для сотен loa Guede, которые появляются и блуждают по улицам. Есть песня, которую толпа loa Guede пела, когда они подходили к дому щедрого mambo Lamesi (от французского La Merci - благодарность):
Ting, ting, ting, ting kay Lamesi,
Whoi, mama,
Kay la Mesi gen yon kochon griye,
Whoi, mama!
(Перевод с креольского:
Звони, звони, звони, звони в дом Ламеси
Ой, мама,
В доме Ламеси большой жареный поросенок,
Ой, мама! )

Azaka
Azaka (Azacca, Zaka) - простой спокойный фермер, очень уважаемый крестьянами, так как он, подобно им, любит работать. Он ходит обычно босиком, носит заплечный мешок и соломенную шляпу. По характеру он подозрителен и испытывает ненависть к горожанам. Его пение состоит из почти неразборчивых звуков, напоминающих блеяние козла. Он известен благодаря сплетням, которые он распространяет, и за свое неравнодушие к женскому полу. Он молод и любит играть, если он не на работе.
Azaka, loa сельского хозяйства, вообще известен как брат Guede. По этой причине Guede часто приходит во время церемонии для Azaka, когда Azaka вошел в кого-либо.
Azaka замечает, кто и с кем общается и в какой манере, кто с кем флиртует. Когда оно владевает кем-либо, он часто рассказывает все местные сплетни.
Существуют интересные параллели между искушенным Guede и неуклюжим Azaka, как если бы менее искушенный брат подражал более опытному старшему брату. Подобно Guede, Azaka любит покушать. Но, в отличие от Guede, он невежлив и жаден в пище, часто убегает, чтобы тайком и быстро съесть ее.

Djab
Креольское слово djab происходит от французского diable - 'дьявол', но этот термин в контексте гаитянского вуду имеет другое значение.
Некоторые loa индивидуальны и уникальны, им служит только один houngan или mambo, и они практически являются личной собственностью этого человека. Эти loa не входят в литургию ортодоксального вуду, их нет ни в Rada, ни в Petro группе. Такой loa, и даже loa, которым служат многие жрецы (например, Makaya loa), обычно упоминаются как djab. В этом случае более точно перевести это слово как 'дикий дух'.
Функция djab связана с колдовством. Djab наиболее часто призывается houngan, mambo или bokor от имени клиента, чтобы совершить агрессию против врага или делового конкурента этого человека. Djab требует, чтобы клиент оплатил его услуги, обычно в форме регулярно приносимой животной жертвы.
Сообществ аhoungan или mambo, которые служат djab, обычно защищаются от их возможных агрессивных действий с помощью garde, ритуала колдовского 'щита', который заключается во втирании специально подготовленных высушенных трав в небольшие порезы, церемониально сделанные в коже человека. Ритуал garde проводится ежегодно во время зимнего солнцестояния, когда каждое сообщество жрецов проводит главное собрание и готовит травяные ванны и другие смеси.
Легкие шрамы от garde представляют собой знак, специфический для сообщества, и могут служить отличительным признаком его членов. Djab может также относиться к определенному месту (например, пещере). Даже если mambo, loungan или bokor служат такому djab в храме, расположенном в другом месте, эти места останутся домом для djab.
Особенно злые djab призываются, чтобы иссу-1ить жизненную энергию человека и привести его к смерти. Когда djab ответственен за смерть человека, гаитяне не говорят 'djab убил человека', но 'djab la manje moun nan' - 'djab съел человека'. Это не означает, что плоть человека съедена жрецом-каннибалом, который подвергся одержимости djab, просто djab поглотил жизненную силу человека.
Ортодоксальные houngan или mambo дают присягу никогда не делать вред, поэтому обращения djab наиболее часто предпринимаются злыми колдунами bokor. Однако в ортодоксальном вуду южно призывать djab, чтобы убить человека, если убийца, неисправимый вор, насильник и т. д. Жрица Марине призвала Erzulie Dantor, часто упоминаемою как djab, и принесла ей в жертву дикого борова на церемонии Bwa Caiman в 1794 году, когда началась Гаитянская революция. В течение Гаитянской революции djab были очень важны и, как считалось, давали неуязвимость от пул, которыми стреляли французы. Даже смерть большинства членов экспедиции генерала Лее Серка из-за желтой лихорадки была расценена сак результат работы djab.


Loa в родственных традициях

Mademoiselle Charlotte
Mademoiselle Charlotte уникальна тем, что она всегда проявляет себя в манере blanc (белой) европейской женщины. Hourigan полагают, что она является европейской loa, которая находится в пределах пантеона вуду.
Mademoiselle Charlotte - это сама уместность, она всегда настаивает на корректных почестях и преданности и всегда говорит на чистом и совершенном французском языке, когда проявляется (даже если человек, одержимый ею, не знает этого языка). Она любит подарки, конфеты, приятные спиртные напитки. Она редко появляется на ритуалах вуду.
Houngan обычно не бывают одержимы Mademoiselle Charlotte, хотя она может входить в белого houngan.
Одержимый человек приобретает навыки этикета, интеллигентность и обаяние.

Obatala
Obatala - один из первичных orisha (loa) в сантерии. Он обычно изображается как мулат, одетый полностью в белое. Obatala - это orisha чистоты и противостоит всем силам зла. Он также дух размышлений и защитник слабых. Он - сила спокойствия, гармонии и размышления.
Одержимые Obatala часто белокурые или альбиносы. Люди, одержимые Obatala, будут носить только белую одежду. Они должны удалить предметы одежды любых других цветов. Они станут очень спокойными, излучающими ауру мира и мягкости и говорящими тихим спокойным голосом.
Одержимость Obatala увеличивает колдовские и общественные навыки, а также силу воли и обаяние.

Ochosi
Ochosi - один из Трех Воинов сантерии, один из которых Eleggua (Legba), другой - Ogoun. Он - orisha охоты, джунглей и врачевания. Он обычно представляется как молодой охотник, несущий арбалет.
При овладении человеком Ochosi часто очень стремителен и самонадеян, одержимые им должны делать волевые усилия, чтобы удержать orisha от разрушительных действий. Одержимые становятся очень быстрыми и энергичными, а также квалифицированными охотниками и шпионами.
Ochosi дает одержимым быстроту, защиту, хитрость и способность к слежению.

Orunla
Orunla - это orisha предсказания и времени. В основном он овладевает людьми с целью дать пророчество. Одержимый произносит слова пророчества или совета (всегда глубоким мужским голосом).

Shango Shango - loa молнии и шторма. Он дикий воин, который обладает обоюдоострым топором, с помощью которого повелевает молниями и громом. Он также связан с огнестрельным оружием, так как его действие подобно грому. Огонь во многих отношениях также связан с Shango.
Одержимые им часто очень сильны, полны неограниченной энергии. Они активны, громки и невежливы, не повинуются ничьей власти и извергают проклятия и ругательства. Одержимые Shango вряд ли сделают что-либо конструктивное, так как этот loa не находит ничего более приятного, чем нанести ущерб и исчезнуть прежде, чем наступят последствия. Голос одержимого становится глубоким и гремит подобно грому.
Одержимые Shango получают нечувствительность к огню и электричеству. Они также получают увеличение силы, навыки атлетики и стрельбы из огнестрельного оружия.

Eleggua
Хозяин дорог и возможностей. Он является посыльным между людьми и другим orisha. Он всегда почитается первым в любой церемонии, потому что без его одобрения ничто не может быть выполнено. Он также целитель и хозяин колдовства, он может быть чрезвычайно щедр и чрезвычайно жесток. Именно поэтому он связан с дьяволом в бразильской традиции кандомбл. Однако в йорубской традиции он не делает зло. Его' уловки - просто желание дать урок. Он обманщик. В сантерии Eleggua - тот, кто защищает дом от опасностей. Большинство santero - приверженцев сантерии - держат его изображение в доме около входной двери. Они приносят ему жертвы каждый понедельник и третьего числа каждого месяца. Его любимые подарки - леденцы, свечи, игрушки, ром и сигары.

Oloddumare
Центральная творческая сила, которой поклоняются в йорубской традиции и в религиях, на ней основанных, типа сантерии и кандомбл. Он - концепция Бога.

Oshun
Богиня любви, сексуальности, красоты и дипломатии. Она - владелица приятных вод. С помощью своей сладострастности она преодолевает самые трудные преграды. Она защитница брюшной области и непревзойденный мастер наслаждений и обретения счастья. Она любит давать, но когда она сердится, ее очень трудно успокоить. Ее часто призывают для разрешения вопросов любви и денег.

Оуа
Является богиней ветра, огня и молнии. Как воин женского пола в йорубском пантеоне, она представляет женскую власть. Она сильна, храбра и независима и всегда желает идти на риск. Когда она разгневана, она может вызывать торнадо и ураганы, но они также случаются, когда она готова 'проводить реформы'. Оуа - великая колдунья и хозяйка ворот смерти. Ее призывают в случае серьезной болезни или когда желательны преобразования.

Yemalla
Богиня моря и луны. Она - образец матери и поставщик богатства. Как та, что дает жизнь, она чрезвычайно щедра. Она - лелеющая энергия. Но подобно океану, когда она сердита, она может быть непримирима. Поэтому она символизирует мать, дающую любовь, но не дающую свою силу. Yemalla также хранительница древней мудрости, так как она хранит тайны, которые скрыты в море. Она часто призывается в ритуалах для женщин и в любом ритуале, посвященном женским проблемам.
На главную

Меню:

:Картинки:
:Библиотека:
:Статьи:
:Для мобильника:
:Аватары:
:Ссылки:






jbe.ru
Copyright © Loki
Hosted by uCoz